«Сода» снова пригрозила остановкой завода в Стерлитамаке
Гендиректор Башкирской содовой компании Ан Ен Док в очередной раз заявил о возможном закрытии завода в Стерлитамаке, если в разработку не будет отдана гора Торатау. В БСК объяснили, что в сырье других предлагаемых месторождений много примесей оксида кремния и прочих элементов.
— Другого пути у нас нет, — заметил он.
В БСК напомнили, что статусом памятника природы шихан был наделен еще в 1965 году, что защищало гору от застройки, чтобы в дальнейшем без проблем приступить к ее разработке. Сам завод был построен в середине прошлого века из-за близости к шихану Шахтау с разработкой остальных гор в будущем.
Какие доводы в свою пользу приводит содовая компания? Заместитель директора Марина Бортова заявил, что от поставок БСК зависит работа 260 предприятий по всей России.
Ежегодно предприятие платит 8 млрд рублей налогов, 4 млрд рублей дивидендов региону, фонд оплаты труда превышает 4 млрд рублей, «таким образом 16 млрд рублей возвращается в экономику региона». Закрытие завода грозит даже «снижением обороноспособности страны».
Запасов известняка на Шахтау хватит до декабря 2022 года.
— Чтобы новое месторождение запустить нужно пять лет минимум. Осталось 4 года и 4 месяца, а сырьевой вопрос не решен, — продолжает глава БСК.
— Мы 10 лет изучались все месторождения известняка, — продолжает Марина Бортова, — но они не соответствуют требованиям качества известняка производства кальцинированной соды. Торатау и Юрактау единственные варианты сырьевого обеспечения, это признанно не нами, а Роснедрами.
По ее словам, на Торатау нет воды, растительности и животного мира, а сам шихан отдалён от жилья.
— Разработка максимально безболезненная для экологии и жителей, — пояснила она.
По оценкам «Соды», шихан может дать 240 млн тонн известняка – 50-летний запас производства.
Предложенные альтернативные варианты в БСК отвергают. В Гумеровском месторождении примесей оксида кремния, якобы, в три раза выше нормы.
— Мы вывели бы из строя свое оборудование, — продолжает г-жа Бортова.
Почти по тем же причинам отметены Худолазское и Карамовское месторождения. А Пугачевское находится на расстоянии в 300 километров от завода, запасов в нем на 12 лет, а его известняк больше для металлургической промышленности.
Интересно, что БСК не интересуют даже Юрактау и Куштау. В первом – запасов на 25 лет, он покрыт лесом и имеет «развитый животный мир», и обводнён. Самый маленький шихан — Куштау забраковали сразу.
— Георазведка показала, что качество его известняка не подходит из примесей, — пояснила г-жа Бортова.
— Препятствует разработке – Торатау – статус памятника. Это препятствие не самое серьезное. Охранный статус снимается решением региона по согласованию с минприроды России. В марте 2015 года был запрос о возможности снятия статуса памятника природа, в апреле минприроды ответило согласием. Я не знаю, почему процесс не был запущен, — пояснил топ-менеджер БСК. — Снятие статуса памятника природного значения – широко распространенная практика в России.
В БСК предупредили, что в случае если не получат гору, завод будет законсервирован, а оборудование перемещено на производство в Березняки Пермского края.
— «Каустик» тоже не будет работать. Его рассол сейчас самый дешевый в России — 40 рублей. Если «Сода» остановится, он подорожает в 3-4 раза», — сказал Ан Ен Док.