Тарифы на вывоз мусора пересмотрят по требованию Хабирова
Болезненной темой, в которой очень много «непонятной нестабильной информации», назвал предстоящий с 1 января переход на вывоз твердо-коммунальных отходов региональными операторами врио главы Башкирии Радий Хабиров.
В ходе аппаратного совещания в Доме республики вице-премьер, министр ЖКХ Михаил Киреев, сообщил, что стоимость услуг четырех региональных операторов складывается из двух показателей — сам тариф и норматив накопления –2,6 кубометра на одного жильца многоквартирного дома и 3,7 кубометра на жителя частного сектора.
— Прогнозная оплата для проживающих в многоквартирных домах составит не более 130 рублей на человек, а в индивидуальных жилых домах -185 рублей на человека, — пояснил вице-премьер.
— Эти цифры я не принимаю, — неожиданно сказал врио главы.- Опускайте эти цифры. Жители их не вытянут. Это невозможно. Это не принимается.
Врио главы приказал совместно с регоператорами снизить тарифы, а также продумать «как в деревнях будет вывозиться мусор».
— Я ее не принимаю даже в первом приближении, — был категоричен г-н Хабиров.
К теме пообещали вернуться на следующей неделе.
Напомним, регион поделен на 5 территорий. По всем зонам отобраны региональные операторы.
Зона 1 – МУП «Спецавтохозяйство» Уфы, зона 2 и 4+ (Межгорье) — «Дюртюлимелиоводстрой», зона 3 – «Эко-сити», зона 4 – «Экология-Т».
Выступая на профильном комитете Госсобрания Башкирии министр природопользования и экологии Мирхайдар Фатхуллин заявил, что жители региона производят 2 млн тонн коммунальных отходов ежегодно. В республике насчитывается 36 полигонов ТБО, и 14 мусоросортировочных комплексов. Запланировано строительство 9 полигонов и 26 и сортировочных линий и 48 перегрузочных комплексов. В мусорном бизнесе задействовано 150 частных предприятий и 30 МУПов.

Министр природопользования и экологии Мирхайдар Фатхуллин
Со слов чиновника, из-за перегруженности уже требуется закрытие полигона в Николоберезовке, Давлеканово, Сибае, Малоязе, Стерлитамаке, Туймазах,Мелеузе, Кумертау.

Самое главное – с 1 января местные власти должны создать и содержать площадки накопления мусора, то есть обычные контейнерные площадки.Почему так решил законодатель, непонятно. Неизвестно откуда муниципалитеты найдут на это деньги.

Сейчас в регионе 9,7 тысяч площадок оборудованных 21-й тысячей контейнеров. При этом не хватает еще 5 тысяч площадок и 12 тысяч контейнеров.

— Во многих селах просто отсутствует инфраструктура сбора мусора. Системой сбора охвачено 62 процента населения – жители городов и крупных поселков, — сказал министр. — Сельские жители сами вывозят отходы на несанкционированные свалки.

По данным министра, в некоторых районах нет своих полигонов. Регоператоры будут перегружать мусор в грузовых хабах и вести к ближайшей мусорной свалке. Например, мусор из Сибая и Баймака – за 200 км до Белорецкой свалки.

— В первом квартале министерство иллюзий не испытывает, радикально ничего не изменится, — сказал чиновник.
Интересно, что обязаны будут платить все, кто прописан в доме, даже несовершеннолетние.
При этом в Минэкологии уверены, что сельчанам даже будет выгодна новая схема. Им больше не придется тратиться, чтобы вести тайком свой мусор в ближайшую лесополосу, и быть за это оштрафованным. Однако 38 процентов сел не охвачено вообще никаким цивилизованным способом сбора мусора.
Новая схема стоит недешево. Мусорный контейнер оценивается в 11,5 тысяч рублей, крытая контейнерная площадка — 150 тысяч рублей. Новый полигон 120 млн рублей.
У депутатов возникли вопросы как в распутицу в отдаленные аулы будут заезжать мусоровозы. Во многих деревнях нет нормальных дорог.

Евгений Юдинцев, директор «Дюртюлимелиоводстрой,региональный оператор зоны 2 в беседе с обозревателем «БМ» заметил, что ни о каком раздельном сборе мусора пока речи не идет.
— Про раздельный никто сейчас даже не говорит. Победить ситуацию нужно просто со сбором – чтобы жители могли свои отходы принести к контейнеру. На севере Башкирии — 70 процентов в городах индивидуальная жилая застройка. Там тоже нет площадок. Из частного сектора берут свои пакеты и везут на площадку к ближайшему многоквартирному дому. А вот следующий этап – отбор фракций. Тогда качество вторичных ресурсов будет лучше, — говорит предприниматель.

По его мнению лучше будет если сами люди отсортируют мусор,потому что многие фракции снятые с сортировочного конвейера уже не подлежат переработке.
— После того как бумага прошла через мусоровоз и шесть раз сжалась – это каша, ее прогнав через сортировку нельзя отобрать на переработку, — говорит он.

С его слов, сортировочные линии и сейчас есть в Башкирии. Например в Бирске и Нефтекамске, но их деятельность нерентабельна из-за нехватки мусора, из которого извлекается всего 20 процентов полезных отходов, а остальные 80 процентов отправляются на полигон.
— Когда места накопления появятся, тогда можно говорить о селективном сборе, — заключил г-н Юдинцев.