«Мне приносят документы, я автоматом подписал»
В среду октябрьский райсуд Уфы возобновил процесс по делу экс-вице-мэра Александра Филиппова и экс-начальника управления капитального строительства мэрии Уфы Марата Гареева. Напомним, обоих обвиняют в превышении должностных полномочий в связи с реализацией программы «Жилище» на территории города. Часть ветхих и аварийных домов которые должны были расселить застройщики в рамках действующих договоров развития застроенных территорий попали в список адресной программы финансируемой Фондом содействия реформирования жилья. Следствие считает, что чиновники подтасовали списки таким образом, чтобы создать преференции застройщикам, однако в ходе процесса выстроенная гособвинением конструкция слегка пошатнулась.
Первым в этом году допрашивался бывший глава Советского района (с 2007 по 2015 год), а ныне замминистра лесного хозяйства Салават Бахтияров. Как и предыдущие бывшие и действующие чиновники районных администраций, г-н Бахтияров почти ничего по существу не сказал суду, сославшись на давность лет, и то что всеми «строительными» делами в районе заведовал его зам Тагир Гареев и начальник районного отдела капстроительства Виталий Гайдук. Они заносили ему сверстанные списки домов, признанные аварийными еще в 2000-м году, и он их подписывал почти не глядя. Чиновник на все вопросы отвечал таким образом: формированием перечня не занимался, когда подавались списки не знает, никакого участия не принимал, о договорах развития застроенных территорий ничего не помнит.
— Это не мой функционал был, — заявил г-н Бахтияров.

Салават Бахтияров
— Получали ли вы указания перепроверять списки? – спросил адвокат Алексей Зеликман.
— А что перепроверять? Если решением межведа признаны. Вроде нет.
Также г-н Бахтияров заявил, что не знал где в его районе застраивались площадки по договорам развития застроенных территорий.
— Не могу сказать если они были. Может внимания не обратил, — пожал плечами чиновник.
— Общественные слушания проводились? – спросил г-н Зеликман.
— Часто проводились. Но их проводили депутаты горсовета.
— Вы были на слушаниях, там обсуждался вопрос границ застройки (и соответственно дома, попадающие под снос — ред), что вы тогда делали там? – не унимался Алексей Зеликман.
— Мне кажется обсуждался вопрос нужности объекта, — ответил экс-глава района.
В руки защиты Филиппова попало письмо главы района на имя Ирека Ялалова датированное 2013 годом, где сообщается о необходимости включения в перечень адресно программы ряда домов, в том числе на улице Вокзальная.
— Вы провели комплексную проверку адресной программы, в акте указаны адреса домов, — парировала адвокат Зульфия Акбашева. – Почему же не исключены дома из зон застроенных территорий.
— Мне приносят документы, я автоматом подписал. Четыре человека подписали, и я подписал, — ответил чиновник восемь лет управлявший районом.
— Вы у них спросили, есть ли накладки домов на другие программы?
— Не помню. Я параллели не проводил.
— А ваша подпись что значит? Для чего? Если вы не разбираетесь.
— Там же люди занимались. Я им доверяю.
— Ваша подпись под «Утверждаю» — для чего требовалась? Можете пояснить?
— Не могу.
Однако подписи главы нашлись на перечне аварийный домов направленному Ялалову 31 марта 2013 года с приложение на 52 листах.
— Да моя подпись. Это окончательный вариант перечня домов в адресную программу. Гареев и Гайдук заносили. И устно объясняли.
— Будучи на территории района, вы видели, где начинаются застройки, — спросил г-н Зеликман.
— Я звоню Гайдуку и спрашиваю законно или нет. Да и всем занимается город.

Альфия Булатова
Другой свидетель — начальник жилищного отдела управления капстроительства мэрии Альфия Булатова заявила, что информацию про новые дома узнавала от районных администраций.
— Районы давали информацию, они знали застройщиков, знают какие дома будут строиться, — заметила Булатова, попутно ломая доводы всех предыдущих чиновников. — Они участвуют на комиссиях и в публичных слушаниях. Все прогнозные планы я получала от районов.
Мало того, чиновница заявила, что районы как минимум в 2017-2018 годы знали о нахождении площадок под развитие застроенных территорий.
Теперь у защиты Филиппова и Гареева есть новые доводы, ведь появился свидетель, который утверждает, что районные власти знают места застроек. А значит им ничего не мешало сопоставить списки адресной программы с девелоперскими проектами и не допустить их наложения друг на друга. Процесс продолжится 8 февраля.