В поисках «утраченного». Газонная революция столкнулась с трудностями формулировок
В Уфе с начала действия статьи Кодекса РБ об административных правонарушениях 6.21, запрещающей парковку на газонах, вынесено 10,6 тысяч постановлений о привлечение к административной ответственности. Об этом в ходе круглого стола по первым итогам газонной революции сообщил председатель республиканского госкомюстиции Владимир Спеле. На другие города региона приходится 5 тысяч протоколов, на сельские районы – 1,1 тысяча дел.
Больше половины наложенных штрафов – 13 млн рублей – приходятся на Уфу. Еще 7 млн рублей – на остальные города региона и 2 млн рублей на сельские районы.
Из 33 тысяч правонарушений, к ответственности административным комиссиям удалось привлечь чуть больше 20 тысяч человек. Взыскание оценивается на уровне 60 процентов.
По словам главы комитета, динамика по «газонной» статье падает.
— Если в первые дни выявлялось по тысяче правонарушений в день, то в августе и сентябре – по сто правонарушений, — уточнил г-н Спеле.
При 20 тысяч привлечённых к ответственности физлиц в госкомитет поступило всего четыре жалобы.
По словам г-на Спеле «закон мягкий» и нужно закрыть дыры в формулировках.
— В законе написано про зеленые насаждение как таковые, а в законе многих регионов сказано — «место, предназначенное для зеленных насаждений». У нас очень много мест, где были насаждения, традиционно там располагаются автомобили, так что не видно травы. И в этой ситуации суды ссылаясь на то, что должны быть зеленые насаждения — отменяют решения.
Глава госкомитета предложил депутатам Курултая скорректировать формулировку статьи с «зеленые насаждения» на «места предназначенные» для них.
Председатель комитета по госстроительству, правопорядку и судебным вопросам Госсобрания Владимир Нагорный заметил, что на аналогичное обращение фракции КПРФ уже отвечали и «четко расписывали», что предусмотрено под существующей формулировкой статьи.
— Мы считаем, что в нашей редакции все изложено достаточно четко для понимания того, за что налагается ответственность, — сказал г-н Нагорный.
Однако, г-на Спеле поддержал начальник отдела профилактики правонарушений по благоустройству «Центра общественной безопасности» Уфы Ринат Диваев.
— Мы бы предложили такую редакцию: «под озелененной территорией в настоящей статье понимается элемент благоустройства, представляющий собой поверхность земельного участка, покрытого травяной, цветочной, древесной или кустарниковой растительностью, либо с утраченным, или нарушенным травяным покровом, и предназначенный для нового озеленения». «Утраченный» или «нарушенный», — поделился мнением г-н Диваев.
Вместе с тем представитель «ЦОБа» посетовал на затянутое время ответа из ГИБДД на запрос административной комиссии об установлении владельца машины. Сотрудники комиссий других муниципалитетов Башкирии признали наличие проблемы с ответами из ГАИ. Иногда ответа на запрос приходится ожидать по два месяца.
Количество доказанных правонарушений было бы больше, считает сотрудник «ЦОБа», если бы у административных комиссий были цветные принтеры. Суды выносят решения не в пользу муниципалитета, основываясь на черно-белой распечатке, на которой не видно травы.
Из 10 тысяч вынесенных постановлений обжаловались всего 52. Из них 23 протокола, где автовладельцы успешно доказали в суде, что на месте парковки нет признаков флоры. В среднем, по Уфе, добровольно штраф за парковку на газонах оплачивают 30 процентов оштрафованных. Оставшиеся недоимки отправлены службе судебных приставов.
Председатель административной комиссии Ишимбайского района Наиль Байрамгулов указал на то, что приставы работают с постановлениями административных комиссий «по остаточному принципу», поэтому процент взыскания в районе едва достигает 25 процентов.
— 90 процентов протоколов приходится на город. Главы сельских поселений, входящие в состав административных комиссий, стараются не конфликтовать со сельчанами чтобы не обострять сложную социальную ситуацию на селе, — Наиль Байрамгулов.
Председатель административной комиссии Стерлитамака Рустам Мушарапов рассказал, что у статьи 6.21 есть обратная сторона: те, кто был оштрафован инициируют перевод придомовой территории из газона в парковку и «на двух-трех территориях этот процесс удачно завершился».
Руководитель движения «Уфасити.ми» и член БашСПЧ Вадим Беляков предложил обратиться к опыту Москвы, где штрафы выносятся на основе работы системы «Паркон», а также разделить механизм статьи 6.21 по разным законодательным актам.
— Мы в КоАП пытались запихнуть невпихуемое: написать всё, что касается разных муниципалитетов, — заметил г-н Беляков. – На уровне России есть КоАП, который прописывает ответственность, а есть правила дорожного движения регулирующие нарушения. Логичнее было бы в законе указать ответственность, а детализированные нормы – газоны и бордюры, прописать в правилах благоустройства. В Уфе они могут быть одни, а в Иглино или Баймаке другие. Не пытаться описать статью так, чтобы она касалась всех четырех миллионов жителей Башкирии, а дать какую-то возможность на уровне местного самоуправления.