$77.3233

84.1116

+1℃

Из зала суда Все новости из категории

В деле Филиппова-Гареева нашлись приписки

В понедельник в Октябрьском райсуде продолжались слушания по делу экс-вице-мэра Александра Филиппова и экс-начальника управления капстроительства мэрии Уфы Марата Гареева (обвиняются в превышении должностных полномочий при реализации программы «Жилище»). На этот раз свои доводы излагал г-н Филиппов.

Экс-вице-мэр пояснил, что работая с октябрят 2012 по апрель 2017 года, в администрации города координировал работу стройкомплекса и курировал разработку градостроительной документации. В его обязанности входило выполнение программ по сносу, но уже после их утверждения, и выделения средств и поступления их на счёта мэрии.

 

***

Бывший заместитель Ирека Ялалов подчеркнул, что основные сведения получены им уже в ходе открытого против него следственным комитетом уголовного дела.

30 декабря 2012 года минрегион России направил в регионы письмо о необходимости до 25 января 2013 года сформировать пул аварийного жилфонда для новой трехлетней программы. Список расселяемых домов должен представляться за подписью главы субъекта и 24 января 2013 года такой перечень был отправлен в Москву.

Федеральные программы сноса ветхого и аварийного жилья в Уфе действовали с 2008 года. Нынешняя уже восьмая по счету. Ответственность за достоверность сведений возложена на глав администраций муниципалитетов. В Уфе с 10 июля 2008 года и по сей день действует постановление мэра о порядке реализации программ по расселению, по которому администрациям районов поручено подбирать дома для включения в программы в соответствии с федеральным законом «О расселении ветхого аварийного жилья».

Техническая работа по занесению данных в ГИС ЖКХ на основании телефонограммы тогдашнего вице-мэра по ЖКХ Владимира Дмитрюка была поручена МУП «Центр недвижимости».

— Данные сведения районные администрации должны заполнять по инструкции. Такая инструкция Госкомстроем Башкирии была разослана и доведена, — продолжил бывший вице-мэр. – «Центром недвижимости» подготовлены запросы в целях формирования реестра домов признанных непригодными для проживания, по форме рассылаемой из минрегионразвития. «Центр недвижимости» не имел технических возможностей и юридических оснований для проверки достоверности представленных данных. В правительстве республики обобщенный реестр со всех муниципалитетов был распечатан и подписан Хамитовым. Эти сведения послужили основанием для расчета так называемых «лимитов финансирования».

В феврале 2013 года лимиты утверждены федеральным правительством. Для Башкирии федеральное софинансирование составило 5 млрд 561 млн рублей. Мэр Уфы Ирек Ялалов в марте 2013 года письмом подтвердил «полноту и достоверность сведений», подписав реестр из 513 домов.

— На тот момент ни я, ни Гареев, не имели отношения к программе, — сказал Александр Филиппов. —

Мы должны заниматься закупкой квартир, либо строительством новых домов на расселение граждан на уже выделенные средства, и подключились к программе уже после утверждения лимитов и поступления денег на расчетные средства администрации.

Напомним, что следствие ставит в вину экс-вице-мэру включение через «Центр недвижимости» в реестр домов расселяемых по программе Фонда содействия реформирования ЖКХ бараков находящихся на территории переданных застройщикам по договорам развития застроенных территорий.

 

***

В апреле 2013 года внезапно правоохранительные органы возбуждают уголовное дело: по версии следствия почти на 250 из 513 домов подделаны акты о признании их аварийными. В ходе следствие подтвердилось отсутствие оригиналов актов о признании домов аварийными по более чем 200 домам, на 65 бараков нашлись якобы затерявшиеся подлинники актов. В итоге из 513 домов в сводном уфимском списке остается чуть 330 бараков.

Но в ноябре 2013 года куратор программы – минрегион расформирован, на его базе создан минстройЖКХ, а сама программа преобразована из трехлетней в пятилетнюю.

13 ноября 2013 года от председателя госкомстроя Башкирии Камиля Мансурова в муниципалитеты приходит письмо с требованием перепроверить данные о домах и представить откорректированные сведения для обновлённой пятилетней программы расселения. Для наведения порядка в обновляемом реестре в правительстве Башкирии в январе 2014 года создается комиссии по проверке хода реализации программы по расселению под кураторством вице-премьера Рауфа Нугуманова и председательством Камиля Мансурова. В свою очередь Ирек Ялалов создает такие же ревизионные комиссии в районах Уфы, за исключением Демского, который не участвовал в программе. Ответственными за обновление списков стали первые заместители глав районов.

При перепроверке, несколько домов в Калининском и Ленинском районах Уфы выкидывают из списков. Но основной перечень бараков идущих под снос остается прежним.

— Данные документы находились только в администрациях районов, — еще раз заметил экс-чиновник. — В курируемых мною учреждениях они не могли находится так как данными вопросами всегда в мэрии занимались первые заместили по ЖКХ.

Интересно, что вопрос о правомерности включении в список домов расселяемых по муниципальным контрактам развития застроенных территорий (РЗТ) подняли еще в 2013 году те же следователи, которые возбудили дело о фальсификации актов признания домов аварийными. Это послужило темой для нескольких экстренных совещаний в мэрии Уфы, при том, что для части «перекрестных» домов уже были квартиры и деньги фонда частично истрачены.

Так, замдиректора «Центра недвижимости» Руслан Максютов срочно шлет запрос главе юридической службы мэрии Руслану Тухватшину (с июня 2017 по февраль 2019 года занимал пост вице-мэра) о правомерности совмещения. В октябре 2013 года г-н Тухватшин отвечает: совмещение программ является нарушением, дома исключить из программы. Технический оператор программы на это соглашается: 6 февраля 2014 года глава «Центра недвижимости» Дмитрий Микулик (с 2016 по 2019 – министр дорожного хозяйства Челябинской области, ныне в розыске) подготовил письмо на имя Тухватшина с предложением исключить из списка дома находящихся на территориях подлежащих развитию.

— Так как списки домов уже утверждены главами районов, вопрос исключения домов мог быть решен только главой города. Сам «Центр недвижимости» не имел на это юридических полномочий. Принять решение об исключении мог только глава города, — пояснил Александр Филиппов.

В феврале 2014 года Ирек Ялалов собрал совещание с участием Филиппова, Тухватшина и представителей «Центра недвижимости». Мэр спросил у Руслана Тухватшина — законно ли совмещение двух программ, ведь с 2008 года дома расселялись по этой схеме. Экс-мэр хорошо знал ситуацию, так как до того как возглавил мэрию работал министром ЖКХ Башкирии, который был оператор бюджетных средств, а до 2010 года работал первым замом главы Уфы по ЖКХ.

Тухватшин ответил, что вопрос запутан, «но прямого запрета – нет» и сослался на 46 статью Градостроительного Кодекса. Застройщику нужно оплатить расселение ветхих домов и возместить потраченные бюджетные деньги. По словам начальника юридической службы, позиция выработана вместе с юристами управления земельно-имущественных отношений, которое курировало договоры развития застроенных территорий.

— Тухватшин четко дал понять, что дома по договорам РЗТ нельзя исключать, Ялалов принял решение, так как жизнь и здоровье граждан в приоритете, сведения менять не будут, и сказал, что переговорит с руководством Башкирии, и если юристы правительства будут так же считать, дома останутся в программе. Но на всякий случай дал команду подготовить письмо за его подписью в фонд с просьбой разъяснить ситуацию.

 

*** 

Ответ был скоро получен от первого замдиректора фонда Владимира Талалыкина. Руслан Тухватшин доложил мэру, что действия города не противоречат условиям программы и можно расселять дома из списка договоров РЗТ за счёт бюджета. К тому же методические рекомендации минстроя России говорилось о возможности подобного совмещения программ.

-Изменять данные о домах РЗТ не стали, — сказал г-н Филиппов.

В феврале 2014 управление капстроительства и «Центр недвижимости» заключили договор на услуги по формированию реестра домов на 2013-2017 годы. Реестр верстали на основе данных от районных администраций: окончательно сформированный реестр для включения в программу подписали лично главы районов, свидетельствующие об этом документы представлены в суд. Позже в суде все первые заместители глав районных администраций свою причастность к сбору информации о аварином жилфонде опровергали, несмотря на наличие подписей под этими документами.

— Я занимался строительством новых домов для передачи квартир расселяемым гражданам. Но согласно обвинения, я организовал внесением в реестр сведений об отсутствии внебюджетного финансирования, — продолжил Александр Филиппов. — Обязанность формирования реестра – не в моих должностных инструкциях.

28 марта 2014 года президент Башкирии Рустэм Хамитов подписал письмо со скорректированным перечнем домов. В результате корректировки общая площадь сносимого жилфонда увеличилась с 330 до 390 тысяч квадратных метров. По условиям фонда в таких случаях лимиты финансирования остаются прежними.

— В марте 2014 года меня и Гареева пригласил Ялалов и показал таблицу из двадцати колонок сведений на 330 домов, уже подписанную им, и попросил ознакомиться и расписаться в том, что нам известен предстоящий объем работы. Таблица не соответствовала форме минстроя. Я расписался в конце таблицы, что меня ознакомили с объемом работы. К составлению таблицы отношения не имел, в первый раз видел. Форма таблицы мне не известна.

Между тем, фонд содействия реформированию ЖКХ в 2014 году начал проверки расселения в Уфе. В ходе проверок специалисты проверяли дома в том числе из списка договоров РЗТ, «на огороженных территориях, где велось строительство».

— Вопросов о том, что нельзя расселять аварийные дома на территории застройщиков – не поступало. Семь программ, действовавших по той схеме, к тому времени завершилось. В отчёте о проверке фонда было указано, что установлено в Уфе наличие муниципальных программы по развитию застроенной территории, но ни слова о том, что нужно исключить дома, — рассказал суду г-н Филиппов.

В 2016 году он был на совещании в Новосибирске, на котором фонд попросил его сделать доклад об успешном выполнении программы и в том числе по совмещению с программой РЗТ.

— Опыт Уфы указан как самый успешный. Сотрудникам фонда и его руководству было известно о существовании включенных в адресную программу домов из договоров РЗТ: но вопросов не вызывало. Затем под давлением правоохранительных органов позиция фонда начала меняться.

Руководитель фонда Константин Цицын предложил руководству Башкирии проставить в таблице домов сведения о наличии других источников финансирования. Рустэм Хамитов не согласился с внесением изменений в программу. 1 февраля 2017 года республика направила в фонд отчёт за 2016 год, где в графе о наличии других источников фигурировал ноль.

— Отчёт фонд принял с нолем, тем самым подтвердив правомерность позиции республики, — сказал экс-вице-мэр.

 

***

30 мая 2017 года замдиректора департамента региональных программ фонда Светлана Гнездюк заявила следствию, что власти Уфы не имели право совмещать программу расселения и программу РЗТ.

Через полгода фонд направил в СК заявление с просьбой признать его потерпевшим. Фонд насчитал 516 млн рублей ущерба, возникшего при увеличении лимита который был рассчитан в январе 2013 года на основании данных представленных республикой на тот момент, и утверждённого постановлением федерального правительства.

Защита Александра Филиппова и Марата Гареева считает, что позиция, которую фонд занял в середине 2017 года полностью противоречит позиции арбитражных судов о взыскании денег с застройщиков. В пример защита привела 11 успешных исков. Еще двое застройщиков добровольно компенсировали затраты, один заключил мировое соглашение. Так, «ПСК6» выплатит 53 млн рублей, «КПД» — 10 млн, «ИСК» — 21 млн, «Башстройнур» — 38 млн, «Нефтяная финансово строительная компания» — 3 млн, «Строймонтаж» — 267 млн, «Агидельинвестстрой» — 27 млн, «Уралэнергосервис» — 90 млн, «СЗиТН» — 51 млн рублей.

— Все данные иски подписал лично я. Почему не предъявил раньше? Потому что это обязанность правого управления мэрии. Право на предъявление возникает после физического расселение, а расселение происходило сложно: граждане судились, не хотели расселяться по схеме «квадрат в квадрат» установленной федеральным законодательством. Тухватшин этим (исковой работой – «БМ») заниматься не хотел. Благодаря мне мэрия взыскала серьезную сумму. Общая сумма исков более миллиарда. Можно говорить об отсутствии самого события преступления, — заметил экс-чиновник. — Возврат 516 млн рублей – та сумма, которую фонд заявлял в качестве ущерба. Деньги замещаются бюджетом Уфы полученными от компенсации от застройщиков. И здесь фонд опять поменял мнение: в договоре заключенном фондом и правительством республике ни о каком ущербе речь не идет, это возврат не использованных средств замещенных средствами застройщиков.

Но самое главное, по мнению защиты, в тех документах которые были направлены в фонд: в списке значатся 580 домов. По словам г-на Филиппова, в той «таблице» что они с Гареевым подписали в кабинете Ялалова было 330 домов. Более двухсот бараков было включено уже задним числом.

— Площадь расселяемого жилья увеличилась с 135,6 тысяч до 144 тысяч квадратных метров. Разница в 9 тысяч квадратных метров.

В реестре подписанным Хамитовым и принятым фондом в графе дополнительного источника финансирования вместо ноля на 49 тысяч квадратных метров проставлены иные источники финансирования. Примерно половина из них – расселяемых по договорам РЗТ в Уфе. Это выяснилось после того, как из фонда по запросу суда была получена копия реестра. Кто автор поправок – неизвестно.

Кроме того выборочная проверка показала, что некоторые дома имелись приписанные квадратные метры. К примеру, дом на улице Герцена, 1в из перечня 330 домов, имеет площадь 434 квадратных метра. В площади отправленной в фонд – 394 метра.

— Разница —  сорок метров. В других домах тоже не совпадают, — заметил г-н Филиппов. — В колонке был совершенно не ноль, и по Уфе — 49 тысяч квадратных метров имеют дополнительное финансирование. В два раза больше, чем все договора РЗТ! Фонду изначально были представлены данные, что по этим домам имеется другие источники финансирование. Хотя постоянно говорилось, что в этой колонке – был ноль.

Дмитрий КОЛПАКОВ

Новости по теме